Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Одним из инструментов расследования дорожно-транспортных происшествий, где пострадали водитель, пешеходы, пассажиры, где был поврежден автотранспорт служит экспертиза дорожных происшествий, которую в разных случаях часто разнолико называют то дорожной, то дорожно-транспортной, то автодорожной.

Однако ни одно из данных названий дорожной экспертизы не является научно-обоснованным и верным, но об этом позднее.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (дорожная или автодорожная экспертиза) остается самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор причин.

Независимо от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза получила свое название более 7 лет назад, подавляющее большинство судей, адвокатов, следователей, юристов все также продолжает назначать в суде или следствии) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь только класс исследования, без уточнения конкретного вида экспертного исследования.

В следствии столь общего и абстрактного определения данного исследования, в практике довольно часто рождаются ситуации, когда в адрес какой-либо экспертной организации, где присутствуют тоже вроде бы как «автоэксперты» (такие как — оценщики автомобилей, оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии), поступают материалы уголовного дела, для исполнения которых требуются специальные знания именно эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожной разметки, дорожно-транспортных происшествий, полотна дороги, дорожных знаков).

В таких случаях возникает нехорошая ситуация, когда дело возвращается в следственные или судебные инстанции без исполнения, в результате чего сроки затягиваются в следствии элементарной неграмотности указанных выше участников процесса.

Основные цели и задачи дорожно-транспортного исследования:

• обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия: состояние проезжей части, обочин, участка дороги за пределами дорожного покрытия;

• состояние дорожного покрытия в месте происшествия, наличия уклонов в поперечном и продольном направлении, закруглений;

• условия видимости и обзорности с места водителя;

• определение возможности (невозможности) необходимого восприятия водителем ситуации;

• Исследование технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия;

• экспертиза значений параметров и коэффициентов, который характеризуют движение автомобиля и других участников на месте происшествия: коэффициентов сцепления и сопротивления при перемещения транспорта и прочих участников по поверхности автомобильной дороги;

Выявление обстоятельств, непосредственно связанных с обстановкой перед ДТП, способствовавших возникновению происшествия: неправильное расположение дорожных знаков, неправильная разметка дорожного полотна, неблагоустроенность дороги, отсутствие дорожных знаков и другие отрицательные особенности ситуации.

Для проведения автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы специалисту необходимо предоставить материалы гражданского, уголовного, административного дела, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу следует знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо глубокое изучение всего комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

Кстати, в случаях, где главной причиной ДТП являются погодные условия будет необходима справка о погодных условиях из регионального Гидрометеоцентра в момент ДТП.